Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 "Центр развития ребенка - детский сад № 2 "Палех"

Парциальная программа "Моя малая Родина - город Обнинск"

 

 

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

протокол № 1/15 от «09» сентября 2015 г.

 

УТВЕРЖДАЮ.

Заведующий МБДОУ

 «ЦРР – д/с №2 «Палех»

____________  Ванюшкина Н.Я.

Приказ №  __ от ________ г.

                            

 

 Парциальная программа

«Моя малая Родина – город Обнинск»

 

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребёнка – детский сад №2 «Палех»

города Обнинска

 

 

Обнинск

2015

 

 

 

 

Программа для детей дошкольного возраста «Моя малая Родина - город Обнинск» позволяет осуществлять образовательную деятельность в учреждении с учётом социокультурных условий и решать задачи патриотического воспитания.

 

Актуальность

В сердце каждого человека особое место занимает чувство Родины, чувство гордости за город, в котором он родился и живёт. Эти чувства не появляются ниоткуда их надо пробуждать. Личный пример взрослых, грамотно выстроенный педагогический процесс помогут сформировать в детях чувство патриотизма и любовь к родному краю.

Патриотизм проявляется в любви к родным местам, гордости за свой народ, ощущении своей неразрывной связи с окружающим миром, желании сохранить и приумножить богатство своей страны. Немалое значение для воспитания у дошкольников интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: детский сад, улица, город.

Приступая к воспитанию любви к родному краю, педагог обязан продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям. Отобранный материал поможет педагогу сформировать у дошкольников представления о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. При этом педагог должен сам хорошо знать свой город.

 

Цель

Воспитание патриотов своего города совместными усилиями ДОУ и семьи.

 

Для достижения этой цели мы решаем следующие задачи:

1.           Расширить и уточнить знания, представления  родителей и детей об Обнинске и его окрестностях, познакомить с историей города, его традициями и современной жизнью, достопримечательностями и  символикой.

2.           Пробудить в  детях чувство любви к родному городу, умение видеть прекрасное, чувство гордости за город, в котором живут.

3.           Познакомить детей с творчеством обнинских поэтов, писателей.

4.           Создать условия, способствующие обогащению эмоционального опыта семьи в процессе совместной познавательно-творческой деятельности.

 

Участники

Воспитатели, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста и их родители.

 

Сроки реализации

Октябрь-май.

 

Принципы разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем

1. Энциклопедичность – отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура).

2. Краеведческий подход – территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают её своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями является условием формирования культуры личности. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности.

3. Интеграция знаний – установление соотношений между информацией естественно - научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями. Интеграция краеведческого содержания с другими разделами Программы состоит в следующем:

 участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»;

 развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях города Обнинска;

4. Комплексность – содержание концентрируется в темах – комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности города», «История города», «Символика».

 

Методы и формы работы

Организуя работу с детьми по программе «Моя малая Родина – город Обнинск» педагоги используют как традиционные, так и современные методы и приёмы:

- Педагоги ДОУ вызывают и поддерживают интерес у детей к малой родине в процессе рассматривания иллюстраций, слайдов и открыток, рисования и конструирования, прослушивания историй, чтения художественной литературы.

- Педагоги рассказывают дошкольникам истории о создании города, об архитектурных сооружениях, промышленных предприятиях, выдающихся людях города. Активно используют при этом презентации (в формате Power Point).

- Используют плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, здания, улицы, площади), прорисовывание и размещение архитектурных сооружений на детализированной карте города, участие в играх в «город-мечту» («что могло бы здесь находиться и происходить»).

- Педагоги вовлекают детей в игры-путешествия по родному городу, в проведение воображаемых экскурсий, побуждают задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.

- Привлекают детей и родителей к участию в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, карты города, у; коллекции картинок, открыток, символов, значков.

- Создают условия для обсуждения и составления рассказов о профессиях родителей-горожан.

 

Приобщение родителей к деятельности по реализации проекта

Родительское собрание «Патриотическое воспитание в семье».

Беседы о целях, задачах и важности программы.

Консультации «Познавательная деятельность в ДОУ», «Экскурсия с ребёнком по родному городу».

Сочинение рассказа «Город, в котором я живу».

Задания по сбору литературы и наглядных материалов о городе.

Участие в оформлении уголка краеведения «Любимый город».

Организация экскурсии выходного дня «Улицы нашего города».

Участие в социально-значимых событиях, происходящих в городе.

Итоговое мероприятие

Презентация уголка краеведения для детей соседней группы.

 

О чем узнают дети

У родного города есть свое название (имя), оно рассказывает о природе того места, где построен город.

Об истории родного города и жизни горожан рассказывают музеи, дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура.

Город выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей, промышленные предприятия, культурные учреждения. На предприятиях города трудятся родители.

Малая родина хранит память о знаменитых обнинцах: защитниках Отечества, писателях, художниках, спортсменах.

Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

Итоги освоения содержания

У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине. Они хорошо ориентируются в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе.

Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города, с удовольствием включается в деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

Дети переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражают свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности.

 

Тематическое планирование «Моя малая Родина - город Обнинск»

 


Группа

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2-я младшая

(Адаптация)

Мой детский сад

Моя улица

Мой город

Мой папа. Флаг России

Транспорт на улицах города

Мой домашний адрес

Природа на участке детского сада

Средняя

Мой любимый город

Улица, на которой я живу

Растения нашего края

Животные нашего края

Прогулка по улицам города

Предприятия города (хлебозавод)

Предприятия города (молокозавод)

Спорт в городе

Старшая

Мой любимый город

Герб, флаг, гимн города

Улицы города.

Экскурсия в музей истории города

Природа родного края

Предприятия города (молокозавод)

Предприятия города (хлебозавод)

Памяти героев будем достойны

Подготовительная

Мой любимый город

 Герб, флаг, гимн города

Знаменитые люди родного края.

Достопримечательности Обнинска

История города

Промышленность города

Культурные учреждения города

Памятники ВОВ в городе и окрестностях

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.02.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»